«Кран креативности»: как повысить творческий потенциал?
19 июля 2024
Я уже долгое время думаю (и даже что-то делаю) о том, как развить в себе креативность и творчество. У меня его в жизни достаточно мало. Точнее, творчества как такового хватает — например, писать три текста в неделю в этот телеграм-канал, но это из мозга, а я скорее говорю про творить из сердца, души, т.е. про искусство.
Наткнулся на классную статью Джулиана Шапиро о том, как великие творцы генерят кучу идей и вообще за счет чего они креативны. Техника мне зашла, поэтому решил перевести статью для вас. Инжой!
Один из самых ценных навыков для писателя — умение генерировать новые идеи.
В прошлом году я случайно узнал о технике, которая помогает генерировать идеи по щелчку пальцев. Я смотрел документальный фильм об Эде Ширане, исполнителе и авторе песен. В нем он описывал свой творческий процесс. Он показался мне очень похожим на подход писателя Нила Геймана, о котором тот рассказывал на своем мастер-классе.
И знаете что?
Эд Ширан и Нил Гейман — лучшие в своем деле. Они — одни из совсем немногих людей, кому удается снова и снова создавать хиты и бестселлеры. Если двое выдающихся творцов используют один и тот же творческий подход, то стоит разузнать о нем побольше. Кроме того, во время написания этой статьи я узнал, что Джон Майер [один из лучших современных гитаристов-виртузов — прим. Кирилла] работает точно так же.
Я называю этот подход «краном креативности»:
Представьте, что ваша креативность — это забитая водопроводная труба. Первый километр заполнен загрязненной жидкостью, которую нужно слить, чтобы наконец-то добраться до чистой воды.
Давайте перенесем этот образ на творчество. Позвольте себе генерировать плохие идеи в самом начале процесса. Вместо того чтобы заниматься самокритикой и бороться с неудачными идеями, признайте, что с ними тоже нужно считаться. Плохие идеи, между прочим, — это часто те клише, которые слишком часто вам встречались.
Как только первый километр плохих идей покинет трубопровод, произойдет совершенно неожиданное: появятся идеи хорошие! Думаю, что это происходит по следующей причине: когда вы уже сгенерировали достаточное количество плохого, ваш мозг начинает рефлекторно понимать, какие факторы привели к неудаче. Затем мозг учится эти факторы избегать, а вы интуитивно собираете «пазл» из интересных мыслей.
Такой подход отлично работает потому, что всегда легче проанализировать что-то плохое и понять, как это улучшить. А вот создать что-то хорошее с нуля совсем не просто. Человеческий мозг не приспособлен к спонтанной изобретательности, зато он умеет определять, в чем проблема. Слишком высокая тональность в песне? Значит, надо сделать пониже. В книге слишком много главных героев? Пожалуй, парочку персонажей стоит убрать.
Нил Гейман и Эд Ширан знают, что они не супермены. Они просто дисциплинированно «сливают грязную воду», чтобы их мозг смог противопоставить хорошее плохому. Нил и Эд не беспокоятся о том, появится ли чистая вода. Она всегда появляется:
▫️ Сначала вы генерируете идеи, которые являются плохой имитацией того, с чем вы уже сталкивались;
▫️ Затем вы определяете факторы, которые делают идею плохой;
▫️ Наконец, вы редактируете имитацию до тех пор, пока она не станет оригинальной.
Большинство авторов упорно сопротивляются плохим идеям, поэтому никогда не добираются до «чистой воды». Если вы создавали документ, набрасывали парочку мыслей, а затем уходили, потому что «муза не пришла», значит, вы тоже не пробились сквозь «загрязнения трубопровода». Эд Ширан и Нил Гейман научились преодолевать свои страхи и лень.
Моцарт написал 600 музыкальных композиций, а Эдисон зарегистрировал 1093 патента. Сегодня мы помним лишь некоторые из их достижений, и в этом весь смысл. Нужно научиться принимать плохое, чтобы достичь хорошего.
Посмотрите на «Кран креативности» своими глазами! Здесь интервью, где Эд Ширан говорит о своем подходе. А здесь видео, где Джон Майер в режиме реального времени показывает, как применяет «кран креативности». Наконец, вот ссылка на твит с реакцией Нила Геймана на этот пост.
Сопоставление — главная движущая сила
Метод «крана креативности» призывает нас без устали генерировать идеи. Но из чего же состоит хорошая идея?
Тут к нам на помощь приходит вторая техника — «непрерывное сопоставление». Это мой собственный термин для процесса, в котором происходит постоянное сопоставление абсолютно разных элементов из всевозможных подходов, с целью проверить, не складываются ли они во что-то впечатляющее.
Например, если вы пишете песню, смешайте соло из разных жанров или сэмплы из разных эпох, которые, как вам кажется, никогда не будут сочетаться друг с другом. Если вы пишете книгу, смешайте элементы фэнтези с приемами из научной фантастики. Зачем? Когда неожиданная комбинация удачно складывается в единое целое, то в результате получается нечто совершенно новое. Аудитория замечает этот неожиданный контраст за рамками шаблонов, и он приводит в восторг.
Вот видео одного из примеров такого «сопоставления» — Пол Саймон пишет одну из самых популярных песен всех времен.
«Непрерывное сопоставление» учит нас следующему: не пытайтесь повторить то, что вам нравится. Стремитесь создать то, что вам бы хотелось услышать, прочитать или увидеть. Вот где оригинальность!
Это тонкое, но очень важное различие. Почему? Воссоздание того, что вы уже любите, часто становится рецептом для посредственного продукта. Большинство сериалов скучны, потому что сценаристы просто копируют персонажей и сцены, полюбившиеся им еще в детстве. Они собирают мозаику из того, что уже было. В результате зрители сталкиваются с ощущением, что где-то они уже все это видели.
Вместо этого попробуйте придумать то, что вы бы хотели увидеть в своем творческом направлении. Какие новшества можно внедрить?
Попробуйте сделать следующее упражнение: посмотрите один из любимых фильмов и на его середине задайте себе вопрос: «Какие умопомрачительные сюжетные повороты могли бы быть в этом кино?» Ответ, который вам больше всего понравится, будет самым уникальным.
Оригинальность не обязательна
Многие авторы ждут, когда придет вдохновение, однако техники «Кран креативности» и «Непрерывное сопоставление» помогут творить непрерывно.
Впрочем, стоит помнить еще одно правило: не позволяйте стремлению к оригинальности замедлить творческий процесс. Ведь существует цель, которая куда важнее оригинальности: отклик.
Сторителлинг, который «захватывает сознание» потребителя вызывает отклик. Людям приходится задумываться над вашей идеей, настолько сильной и откровенной, что она снова и снова прокручивается в голове.
Вспомните, фильмы «Гладиатор» и «Побег из Шоушенка» рассказывают нам старые и клишированные истории. Но вот уже больше десяти лет они вызывают больший отклик, чем многие другие фильмы.
Почему? Все потому, что сильный отклик берет верх над оригинальностью. В конце концов, вы вряд ли измените чью-то жизнь, рассказав что-то новое, но вы можете глубоко тронуть человека, предложив ему новый взгляд на хорошо знакомую историю.
Место, где встречаются новизна и отклик обладает феноменальной силой. Именно здесь рождаются прорывные истории, завоевывающие всеобщее внимание.
Итак, я вижу следующую формулу:
Вовлеченность в повествование = Новизна х Отклик
Чем больше новизны и того, что «откликается», тем сильнее будет впечатление. Именно этого мы и хотим добиться.
Источник: Julian Shapiro