11 pm

Kirill
Gurbanov's
Space X 11 Pro Max

Мета — метавселенных монополия

В продолжение темы VR / Metaverses, в которую я стал погружаться, первое наблюдение, которое бросается в глаза — этот рынок пока монополизирован компанией Meta (ex Facebook). 

Во-первых, железо. Есть два основных типа устройств: автономных, которые работают без подключения к компьютеру, и требующих проводного соединения. 

Среди автономных абсолютный лидер и по сути безальтернативное решение: Oculus Quest 2. Других опций нет. Интересно, что все VR-девайсы, которые базировались на смартфонах (Google Daydream, например), канули в лету. 

Если говорить про PC-гарнитуры, то у того же Oculus более 60% рынка. 

Во-вторых, сами вселенные. Meta явно намерена завоевать этот рынок, сделав его доступным массовым пользователям. До этого метавселенные были привычны самым гикам и геймерам: DeCentraland, Sandbox и другие. Фейсбук же и следом Microsoft явно хотят стать доминантами на этой почве. 

Если Meta Horizon (так называется метавселенная от Meta) взлетит, то она может стать топ-1 метавселенной в мире. Инвестиции впечатляют: по последним данным, Meta вложила в развитие своих VR сервисов $10B только в 2021 году. Почему это так важно для Цукерберга? 

Марк упустил войну за операционные системы. Для того, чтобы пользоваться Facebook, у человека должен быть iPhone с iOS (привет, Apple!), смартфон с Android (hey Google) или компьютер с Windows (hello Microsoft). 

Как только появилась возможность возглавить новую глобальную среду, куда с высокой долей вероятности может «переехать» все человечество, основатель крупнейшей соцсети сразу ухватился за этот шанс и сделает все, чтобы им воспользоваться. Отсюда покупка Oculus в далеком 2014-м, гениальное переименование холдинга в Meta и другие шаги. 

При этом, как бы не старался Марк, метавселенная будет не одна. Их будет много. Это как web 20 лет назад.   Сейчас никому не придет в голову сказать «давайте купим интернет, чтобы он был нашим». Скорее всего, так же будет и с метавселенными: их будет масса разных и непохожих друг на друга, от разных производителей, с разными возможностями. 

Кроме того, Apple явно скоро ворвется в этот рынок. Буквально позавчера произошла утечка, касающаяся realityOS — предположительно, новой операционки Эппл для VR-девайсов. 

И приход Apple станет для нас, пользователей, очень хорошей новостью — традиционно никому не удается сделать нормальный человеческий UX раньше, чем это сделают ребята из Купертино. Поэтому ждем. 

Резюмируем: на рынке железа Meta абсолютный лидер. Среди метавселенных всячески стремится им стать, но конкуренты не дремлют.

Если вы здесь впервые

Меня зовут Кирилл, мне 31 год. За почти 10 лет в сфере создания цифровых продуктов я успел поработать в Сбербанке, Альфа-Банке и МТС, провалить пару собственных стартапов и сделать небольшой экзит из еще одного, а также поучаствовать в выводе на рынок РФ абсолютно новой категории услуг — автомобилей по подписке. Днем я — корпорат и руковожу цифровыми каналами в банке, а в остальное время езжу на мотоцикле, играю в сквош и футбол, катаюсь на сноуборде и вейксерфе, читаю книги. В этом блоге пишу на разные темы. Чуть подробнее на главной.