11 pm

Kirill
Gurbanov's
Space X 11 Pro Max

Как я готовлюсь к публичным выступлениям. Инструкция и канва.

Я часто выступаю. Думаю, что у меня в копилке несколько сотен формальных публичных выступлений. И мне регулярно говорят, что я делаю это хорошо. Попутно получаю массу вопросов о том, как готовиться и как научиться выступать.

Решил поделиться канвой подготовки, которую использую сам и шлифую несколько лет, предварительно приведя ее
в божеский вид. 

Ниже подробнее о том, как ей пользоваться.

Для начала сохраните себе шаблон канвы

Она есть в трех форматах:

Google Doc

Notion

PDF

Заполняем канву

Я рекомендую начинать подготовку минимум за неделю, если это не сложное выступление и за несколько недель,
если выступление важное и ответственное.

Не буду скрывать, сам я часто готовлюсь в последние сутки. Результат, как правило, получается соответствующий.

Канва состоит из нескольких разделов.

Мероприятие

В этом блоке вписываем мета-данные мероприятия: название, повод, адрес (если в офлайне), дату и время.

Не забываем расспросить организаторов про технические параметры: тайминг, нужна ли презентация, какого формата файл, какого формата слайды (чаще всего 16:9, но бывает и экзотика), будут ли флипчарт и маркеры и т.п.

Аудитория

За годы публичных перфомансов, как своих, так и тех, где я был слушателем, я понял, что самые крутые выступления получаются, если спикер подумал об аудитории и о том, зачем ей его слушать. Поэтому я всегда начинаю подготовку
с фокуса на слушателях.

Кто эти люди? Сколько им лет? Чем они занимаются? Насколько они продвинуты в теме? Осознанно или они идут
на вас, или это просто часть программы? Не стесняйтесь и расспросите организаторов об этом как можно подробнее.

В моем опыте было пару эпизодов, когда я не интересовался аудиторией, и выступления оказались просто провальными.

Никогда не забуду, как я поехал в Австрию выступать перед студентами, а в итоге в зале оказались одни профессора (для студентов лекция была опциональна, и почти никто не пришел), и выглядело это все так, будто школьник пытается учить учителей. Хотелось провалиться под землю.

Убеждения аудитории

Что аудитория уже знает о предмете выступления? Какие есть распространенные мифы и предубеждения? Может быть, в воздухе висит актуальный вопрос, связанный с вашей темой, или недавно произошло что-то важное, и люди хотят услышать ваше мнение?

Например, вас пригласили выступить на тему инвестиций для чайников, а на днях произошел обвал или, наоборот, беспрецедентный скачок акций Эппла или Теслы. Наверняка, люди слышали об этом и хотят, чтобы вы уделили внимание случившемуся. Расскажите об этом, это интересно. 

В чем ценность вашего выступления для этих людей? Зачем им ваше выступление? Какова цель их прихода?

Поинтересуйтесь у организаторов: они часто могут дать ответы на эти вопросы и порекомендовать какие-то подтемы, которые будут особенно актуальны для аудитории.

А теперь представьте, с чем зрители покинут зал. Как изменятся их убеждения? Это полезно делать на этапе подготовки — так вы сможете лучше понять, о чем пойдет речь в материале.

Например, до вашей лекции люди думали, что круто инвестировать в акции, ведь можно разбогатеть
на технологических гигантах. Но с тем, что они узнали от вас, они понимают, что не будучи профессиональным инвестором лучше вкладывать деньги в фонды и облигации, а не в отдельные бумаги.

Цели

Чего бы лично вы хотели для себя от выступления? Чего бы вы хотели для своей компании (неважно, работаете ли вы
в ней по найму, или она принадлежит вам)?

Завести новые знакомства? Поддержать свой имидж эксперта? Найти работу? Найти партнера по бизнесу? Нанять человека в команду? Привлечь инвестиции? Познакомиться с конкретным важным для вас человеком, который будет
в зале?

Не нужно стесняться: подумайте, какую пользу вы хотите извлечь для себя? Особенно если выступление не подразумевает гонорара (в моем случае это 95% выступлений).

Это поможет при подготовке: например, в конце вы можете сказать, что ищете в команду специалиста, или в ходе выступления уделить чуть больше внимания успехам вашей компании, чтобы заинтересовать инвесторов.

Темы и тезисы

После ответов на вопросы выше можно приступать к структурированию выступления.

Обычно я начинаю с того, что фиксирую 2-5 потенциальных тем (заголовков) для выступления. Часто бывает, что тема известна заранее, тогда можно переходить к тезисам.

Далее рядом набрасываю список тезисов, которые непременно хочу раскрыть. Необязательно к какой-то конкретной теме. Часто бывает, что одни и те же тезисы подходят сразу к нескольким темам.

После того, как передо мной разложены возможные темы и тезисы, я продолжаю что-то дописывать и вычеркивать,
и, примерно через 15-30 минут, внутренне определяюсь с тем, на какую тему буду выступать и что хочу рассказать людям.

Важно при этом постоянно обращаться к ответам на вопросы о целях выступления, которые к тому моменту уже записаны у вас. Главное — не потерять связь между запросами аудитории, вашими целями, темой и тезисами.

На выходе у вас должны остаться тема и основные мысли к выступлению. Если время позволяет, дайте им отлежаться сутки и на следующий день еще раз проверьте. Иногда может захотеться что-то изменить.

После этого тему и тезисы можно отправить организаторам.

Нарратив

Это мой любимый прием, который позволяет проверить логику повествования. Часто бывает, что даже уже в готовом материале она сильно нарушена, что заметно ухудшает восприятие. Лучше позаботиться об этом заранее.

Суть упражнения в том, чтобы накидать 2-3 абзаца текста, где вы передаете логику повествования. Например, вот так.

Представьте, что вы рассказываете свой дипломный проект на курсе по продакт-менеджменту. Это пример из моего поста, где я писал про данный прием.

Тогда нарратив выступления может выглядеть так:

Мне достался существующий продукт ХХХХ. Самое узкое место – удержание пользователей. В чем причина низкого удержания ХХХХ? Проанализировала поведение пользователей. Возникла гипотеза о проблеме с режимом тренировок.

Проблема подтвердилась отзывами пользователей в Google Play и App Store. Другая гипотеза: большинство регистраций приходится на нулевой уровень, так как ХХХХ позиционирует себя для начинающих. И, скорее всего, ХХХХ сложен для новичков и не вовлекает их.

Опросила зарегистрированных пользователей. Гипотеза подтвердилась. Какая ситуация на рынке? Эксперты видят основной драйвер роста в работе с мотивацией учеников. Пообщалась с пользователями за пределами ХХХХ и проверила гипотезы. Сделала вот такие прототипы фичей для повышения мотивации и формирования привычки. Получила позитивную обратную связь, а именно вот такую.

Слайды (опционально) или текст

Приступаем к созданию контента. Неважно, слайды это или текст. Ниже алгоритм, по которому я обычно готовлю материал (на примере слайдов). Этот этап занимает у меня от двух до пятнадцати часов, разнесенных на несколько дней, в зависимости от сложности выступления.

  1. Первый проход. Делаем пустую канву: по одному слайду на каждый тезис, тему; только заголовки и ничего больше
  2. Второй проход. Наносим основные мысли на слайды
  3. Третий проход. Компонуем презентацию, добавляем примеры, задачи, вопросы в зал
  4. Четвертый проход. Приводим в порядок шрифты, добавляем анимацию, сохраняем и отправляем организаторам

Репетиции

Если меня спросить, какой самый главный совет я дам для улучшения выступлений — это однозначно репетиции. Они дают +100500 к качеству.

Во время предварительных прогонов вы всегда замечаете кучу недочетов в слайдах, логике. Приходит куча идей:
что добавить, что убрать, какую шутку или картинку ввернуть.

Я рекомендую делать несколько прогонов. Достаточно трёх.

  1. Прогоняем вслух, самостоятельно. Обращаем внимание на связность логики и мыслей, помечаем, что добавить/убрать
  2. прогон перед друзьями/коллегами. Цель: проверить, укладываемся ли в тайминг; получить фидбек от слушателей. Если неудобно перед живыми людьми, можете записать себя на видео и посмотреть самостоятельно;
  3. самостоятельная финальная репетиция. Цель: расставить акценты в повествовании, добавить последние штрихи.

Готово

Поздравляю! У вас есть материал, и вы готовы его показывать. Далее дело непосредственно за выступлением. О том, как подготовиться к дню Х, я расскажу отдельно, и здесь появится ссылка.

Успехов вам!

P.S. Я буду рад вашей обратной связи по использованию этой канвы. Поделитесь со мной вашим опытом.

Если вы здесь впервые

Меня зовут Кирилл, я занимаюсь продакт-менджментом в компаниях разного размера: от стартапов до корпораций на 300+ тыс. сотрудников. В этом блоге пишу на разные темы. Чуть подробнее на главной.