Роль CEO в компании
17 февраля 2024
Примерно в конце прошлого года спрашивал читателей своего телеграм-канала о том, в чем, по их мнению, состоит роль CEO.
Было много ответов, с которыми я согласен. Ниже коротко сформулирую свое видение.
Ultimate ответственность за результат.
Больше за него отвечать некому. Что бы ни происходило, в какой бы ситуации ни был бизнес, на какой стадии была бы компания — СЕО всегда несет ответственность за всё происходящее. Это полный ownership mindset бизнес-лидера.
Эта же установка помогает команде в условиях неопределенности, в сложных ситуациях, когда бизнес не летит так, как было запланировано. В таких ситуациях хороший лидер не будет сваливать вину на команду, а возьмет ее на себя.
Определение стратегии. Куда мы идем, зачем мы всё это затеяли вообще, как видим образ будущего через Х лет.
Мы пришли просто заработать акционерам денег? Мы хотим поменять какой-то рынок, потому что очень хорошо его знаем и горим идеей трансформации? Мы решаем острую проблему в обществе? Мы хотим обеспечить себе комфортный классный уровень жизни (не работать в найме, зарабатывать достаточно, тратить 4 часа в неделю)? Мы хотим за 5 лет пробежать путь с нуля до IPO, откэшаутиться, наслаждаться пенсией?
Всё это примеры целей существования бизнеса. Можно придерживаться какой-то одной, можно пытаться совместить несколько. Но при любом раскладе задача гендиректора — понимать, зачем мы это делаем (самостоятельно или через общение с другими акционерами, если они есть), ясно формулировать цели и доносить их до команды.
Построение команды, подходящей для реализации стратегии.
Важнейшая часть. Без команды я никто. Всё, что мы делаем, делают на самом деле очень конкретные люди и, внимание, это не топ-менеджеры.
Как должна выглядеть команда? Какую мы выберем оргструктуру? Когда надо что-то менять? Каких людей нанять на ключевые позиции? Как удержать их?
Создание оргструктуры, процессов, контекста, среды, необходимой для реализации стратегии. Коммуникация культуры. Заряд энергией команды.
Важнейшая задача CEO — создавать необходимую среду, чтобы собранная команда могла эффективно работать. Это актуально каждый день. В самом начале бизнеса речь про оргчарт, про команды. Дальше это устранение барьеров, переговоры на высоком уровне, продажи лично первым лицом и много чему подобное.
А где сейчас самое узкое место бизнеса? Как я могу его расширить?
Как я могу замотивировать команду еще сильнее?
****
Безусловно, это не исчерпывающий список и в зависимости от каждой конкретной ситуации набор ролей, которые берет СЕО, и задач, которые он решает, будет сильно варьироваться.
Кроме этого я хотел еще написать список «Чего не должен делать СЕО» и включить туда, например, микроменеджмент. А потом понял, что нет того, чего он делать не должен.
Нужно быть гибким и применять к обстоятельствам инструменты и подходы, которые наилучшим образом к ним подходят. И да, иногда это микроменеджмент.