Чувство ответственности
26 февраля 2015
На днях разговаривали с другом о жизни, о предпринимательстве, о миссии, о социальной ответственности. Это было примерно в 11 вечера, где-то в московском сетевом кафе. В этот момент мне пришел имейл. Таких я получаю ежедневно немало, ими забит весь мой ящик, и именно они составляют львиную долю моей ежедневной входящей корреспонденции. Это письмо о новом заказе.
Я получаю эти письма уже больше года, и у меня есть привычка открывать их все. Каким бы ни было их количество, я открываю и прочитываю все письма о новых заказах. Мне интересно, кто сделал заказ, что он заказал, сколько он заплатит или уже заплатил. Я читаю его имя, фамилию, адрес почты, с какого устройства он сделал покупку. Я представляю этого человека, его мотивы, а также его эмоции, когда он получает свою фотокнигу с фотографиями близких.
И знаете, что? У меня еще совсем маленький бизнес, мы пока не зарабатываем миллионов долларов, в нашей команде меньше 10 человек (и те — многие парт-тайм), и о нас вообще мало, кто знает. Но когда десятки людей ежедневно отдают тебе свои деньги, которые они зарабатывают, ради которых отдают немало своего времени и сил… Ты, черт возьми, чувствуешь, что ты ответственен.
Ты ответственен за результат, ты ответственен за эмоции, которые испытают эти люди. Ты несешь ответственность за их впечатления, за то, будут ли они смотреть фотокнигу, вешать магнит на холодильник, наливать чай в кружку — с улыбкой или без нее. Эти люди доверяют тебе. Они, наверняка, знают, что есть еще варианты, есть альтернативы твоему решению, твоему мобильному приложению. Но они доверяют тебе и отдают свои деньги, отдают их твоей компании, твоей команде. И ты должен сделать все, чтобы оставить их счастливыми. Ты должен приложить максимум усилий, чтобы клиент испытал удовлетворение от продукции. Ты должен отвечать на каждое письмо, на каждый отзыв, на каждую жалобу и на каждую благодарность. Ведь эти люди тебе доверяют.
Это бизнес. Это рутина, это сложные решения, это иногда апатия и глубокие переживания, но ощущение того, что то, что ты делаешь, нужно людям, что они готовы платить за это деньги, причем не малые; осознание того, что они выбирают именно этот продукт, перечитывание их отзывов — все это дает энергию, дает силы, зажигает глаза и мотивирует двигаться дальше. Это потрясающее чувство.