11 pm

Kirill
Gurbanov's
Space X 11 Pro Max

Deep Work, Кэл Ньюпорт. Обзор книги.

Я работаю в больших корпорациях, с перерывами, но совокупно уже больше 3 лет. Поэтому я не понаслышке знаю, что такое бесконечные митинги, опенспейсы, отвлечения и прочее.

Неоднократно писал на эти темы:

Если вы работаете по 14 часов в сутки, это ваши проблемы

Почему офис — не место для работы

Инвестиции: во что вложить время в 2017 году?

Профессор университета Джорджтауна Кэл Ньюпорт в своей книге рассказывает про Deep Work — вдумчивую работу (или в русскоязычном варианте «В работу с головой»).

В современной экономике самый главный навык — умение фокусироваться на главном. Социальные сети, опенспейсы, мейлы, мессенджеры: мы живем в мире, полном отвлечений. Все это негативно влияет на нашу работоспособность.

Автор декларирует, что сегодня крайне важны две способности:

  1. Быстро изучать новое
  2. Блестяще созидать: как с точки зрения глубины, так и с точки зрения скорости.

Большинство великих людей, начиная от философов, и заканчивая иконами современного технологического предпринимательства, известны своей способностью на время изолироваться от мира и посвящать себя вдумчивой работе.

Книга Ньюпорта о том, как научиться вдумчивой работе и применять этот навык на ежедневной основе.

Далее несколько тезисов, которые я выписал из книги по мере чтения.

  • В тех областях, где сложно и не принято мерять эффект (например, привычки сотрудников компании и то, как они влияют на результативность), организации идут по пути наименьшего в моменте сопротивления. Например, все привыкли поощрять быстрые ответы на мейлы, потому что убить это правило = встретить огромное сопротивление, и вообще страшно.
  • Занятость как прокси эффективности. В отсутствии четких индикаторов эффекта от повышения эффективности работы, работники стремятся делать то, что заметно прямо сейчас — быть очень занятыми, ходить на множество встреч, писать тонны писем.
  • Встречи, особенно регулярные — это неспособность сотрудников достигать результата самостоятельно. Для этого им требуется еженедельный пинок в виде вот таких митингов. Что уж там, я сам грешу регулярными встречами по важным проектам.
  • Многие известные люди практиковали дип ворк: Билл Гейтс, будучи СЕО Майкрософта, уезжал на «think week» в удаленный домик, где оставался наедине с книгами и бумагами; Джоан Роулинг закончила писать последнюю главу Гарри Поттера в дорогущем отельном номере, потому что это а) смена обстановки, б) $1000 за ночь заставляют тебя сфокусироваться и закончить быстрее; а спикер и предприниматель Питер Шэнкман взял билет бизнесом туда-обратно до Токио, чтобы написать книгу — в самолете без интернета ему удается отлично сосредоточиться на задаче.
  • Опен офисы — это устаревшая организация пространства, которая мешает людям концентрированно работать. От себя добавлю: если посмотреть на самые свежие офисы ИТ-компаний, то в них становится много мест для уединения: будки для телефонных разговоров, тихие зоны, где нельзя разговаривать, закрытые рабочие места, которые можно забронировать.
  • Концепция 4-х дисциплин execution’а (4DX, основана на одноименной книге «The 4 Disciplines of Execution»):
    • Focus on the wildly important. Фокусируйтесь на том, что экстремально важно.
    • Lag Measures vs Lead Measures. Смысл в следующем: гораздо эффективнее влиять на метрики будущего успеха, чем сегодняшнего. Например, NPS — это Lag Measure. То есть она работает с лагом — показывает результат мероприятий в прошлом, которые стали причиной низкой удовлетворенности. Штука в том, чтобы трансформировать такие метрики в Lead Measures, т.е. такие, на которые можно влиять в моменте, и которые затем срезультируют в рост, в данном случае NPS. Например, это может быть поиск корреляций: пользователи с какими продуктами чаще всего генерят низкий NPS? И дальше ставить метрики именно на эти продукты, т.к. они поддаются тюнингу гораздо легче, чем большая Lag Measure.
    • Keep a Compelling Scoreboard. Пусть текущее состояние проекта / бизнеса будет на виду. Оно должно мотивировать людей работать более эффективно.
    • Create the cadence of accountability. Команды и люди, которые работают над экстремально важной целью, должны регулярно общаться и видеться. Ключевое — регулярно. Правда, не совсем коррелирует с одним из предыдущих тезисов про неэффективность регулярных встреч.
  • Как оценить, задача из разряда вдумчивых или поверхностных? Прикиньте, сколько бы ее выполнение заняло у сильного выпускника ВУЗа. Скажем, еженедельная встреча по планированию проекта. Ему потребовалось бы знать суть проекта, нюансы взаимоотношений между участниками встречи, планы по проекту, ответственных и т.п. Возможно, ему пригодились бы глубокие технические знания предмета проекта. Но учитывая, что встреча только по планированию — не факт. Нужно стремиться к тому, чтобы минимизировать такую поверхностную работу, и сосредоточиться на тех обязанностях, в которых вы настоящий профессионал, и за которые вам платят деньги.
  • Как уменьшить количество поверхностной работы? Зафиксировать рабочие часы: например, с 10 до 19. Как только вы это сделаете, вы почувствуете, что любой новый потенциальный коммитмент (пошли за кофе, поучаствуй во встрече плз!) отжирает у вас время на реальную вдумчивую работу. «Нет» станет вашим ответом по умолчанию. Относитесь к своему времени как к большой ценности, которой вы обладаете. Научитесь не тратить его попусту.
  • Ну и еще много всяких ставших стандартными советов вроде: не публикуйте свои контакты, не отвечайте на имейлы, не соглашайтесь на ненужные вам встречи.

Книга достойна чтения, если вы еще не сильно погружены в тему фокуса и концентрации. Особенно хорошо должна зайти вкупе с моей любимой «Найди время». Сначала Deep Work — она дает хорошую вводную о том, почему это важно, — затем Make Time, которая предлагает несколько десятков супер-конкретных тактик по внедрению фокуса в свою жизнь.

Оценка: 7/10.

Для референса даю один положительный и один отрицательный отзыв с просторов интернета:

Отрицательный:

Сначала пару положительных моментов. Издательство молодец, качество книги хорошее, бумага, печать, размер шрифта, переплет — все отлично.

Теперь к содержанию. Меня просто поражает, как некоторые авторы могут взять любую банальную мысль, очевидную любому человеку, и высосать из этого целую книгу. Не дешевую, кстати говоря. Да, это одна из таких книг. Если вы читали любую книгу по тайм менеджменту, GTD или чему-то подобному, то здесь абсолютно не найдете никакой полезной информации. Если вы совсем ничего такого не читали, и нигде еще не работали, можете прочитать введение по диагонали, дальше ничего нового не будет. Никому не рекомендую. Деньги потрачены зря.

Отзыв с сайта Лабиринт

Положительный:

Редкая по важности и эффективности книга! Она заполняет серьезный пробел в методической литературе. Большинство книг, посвященных эффективности личного труда, либо сосредотачиваются на конкретных, как правило небольших периодах от 18, 30 минут до 120, либо на выполнении конкретных проектов. «Глубокое погружение» великолепно рассматривает как любую задачу, любой проект увязать со своей ежедневной работой. Очень практична. От разъяснения и внушения преимуществ глубокого погружения в работу, до простых методических рекомендаций, как этому научиться! Я использую для себя и для клиентов, которых консультирую, множество приемов для повышения личной эффективности, собранных из книг разных авторов. Кэл Ньюпорт не только собрал большинство лучших приемов в одну книгу, но дополнил новейшими достижениями нейробиологии и объединил, создав реально новое качество.

Отзыв с Литреса

Если вы здесь впервые

Меня зовут Кирилл, мне 31 год. За почти 10 лет в сфере создания цифровых продуктов я успел поработать в Сбербанке, Альфа-Банке и МТС, провалить пару собственных стартапов и сделать небольшой экзит из еще одного, а также поучаствовать в выводе на рынок РФ абсолютно новой категории услуг — автомобилей по подписке. Днем я — корпорат и руковожу цифровыми каналами в банке, а в остальное время езжу на мотоцикле, играю в сквош и футбол, катаюсь на сноуборде и вейксерфе, читаю книги. В этом блоге пишу на разные темы. Чуть подробнее на главной.