Эмоциональный интеллект и Helicopter View
15 мая 2024
Чтобы прорасти с уровня middle или линейного менеджмента до уровня высшего звена, нужно развивать много разных навыков и сторон своей личности, но одними из главных будут Эмоциональный интеллект и Вертолетный Взгляд (как же сложно переводить устойчивые выражения с английского на русский).
Каждая из этих двух штук заслуживает как минимум отдельного поста (а то и серии), но тем не менее я тут в двух словах опишу, что имею в виду.
Эмоциональный интеллект (EQ)
Чем выше уровень руководителя, тем более важными становятся софт-скиллы относительно хард-скиллов.
В более широком смысле правильнее вести речь о горизонтальном и вертикальном развитии, но об этом я скоро напишу отдельно.
Эмоциональный интеллект — это умение управлять своими эмоциями. Если по-хозяйски, то это значит не орать на подчиненных, не вскипать, не унижать людей, не ввязываться в ссоры и так далее.
Если более научно, то
Эмоциональный интеллект — это способность понимать свои собственные эмоции и эмоции других людей, а также умение управлять этими эмоциями. Это включает в себя четыре основные навыка: осознавание своих эмоций, управление ими, распознавание эмоций других и умение строить взаимодействие, основываясь на этом понимании.
Так вот, я знал много менеджеров, в том числе среди своих подчиненных последних лет, основным препятствием к росту которых было не умение взаимодействовать со своими эмоциями.
Как прокачать EQ?
1. Ходить к терапевту (сюрпрайз-сюрпрайз!). Как вы помните, этот блог про бизнес и менеджмент, поэтому куда без советов обратиться к психотерапии. Терапия помогает установить лучший контакт со своими чуствами и эмоциями, и тем самым лучше их контролировать и не впадать в первую автоматическую реакцию.
2. Прочитать книгу “Эмоциональный интеллект” Дэниэла Гоулмана. Это основной труд на заданную тему.
Хеликоптер-Вью
Вторая важнейшая штука — это способность быть выше происходящего в операционке и смотреть вдаль. Знали бы вы как часто я сам совершал эту ошибку или наблюдал, как ее совершают другие: упарываться в операционку, при этом не видя большой картинки.
Как писал еще Стивен Кови в своих “7 навыках”,
Можно очень классно подниматься по лестнице, а потом обнаружить, что она приставлена не к той стене.
Причем, это справедливо не только для стратегии бизнеса, но и для абсолютно бытовых ситуаций. Например, вы видите, что коллеги или ваши подчиненные увлечены какой-то склокой, и вместо того, чтобы подумать, как это решить и как изменить ситуацию, ставшую корнем проблемы, вы вовлекаетесь в конфликт и начинаете играть по правилам конфликтующих сторон.
Умение смотреть на любую ситуацию с перспективы компании, ее стратегических долгосрочных целей — ключевой навык менеджера высшего звена.