HOW TO GET RICH — лучшее, что можно прочитать на тему формирования капитала, денег вообще и богатства
19 января 2022
Наконец, добрался до потрясающего лонгрида/книги (сложно отнести к тому или другому) от Навала Равиканта — How To Get Rich.
Выписал столько тезисов, сколько редко выписываю из больших книг! Я в восторге.
Что это за текст?
В мае 2018 года Навал опубликовал твитшторм (сборник идущих подряд твитов на одну тему) о том, как сформировать состояние.
Далее у него взяли несколько интервью по мотивам тезисов из твитшторма, потом все интервью соединили в один текст, и назвали это электронной книгой «How To Get Rich».
Что из него можно узнать?
В книге изложены тезисы, к которым я бы относился в большинстве, как к ментальным моделям: понятным правилам и подходам мышления, которые дают системно качественный результат.
Ниже штуки, которые зацепили меня.
Не забываем про булшит-коэффициент: те тезисы, которые я привожу, наиболее подходят и актуальны лично мне в конкретный момент моей жизни. Книга содержит в десятки раз больше ценности, чем в пересказанных мною отрывках.
***
Невозможно сколотить состояние, сдавая в аренду свое время. Для капитала нужно чем-то владеть, чаще всего бизнесом, который продолжает работать, когда вы спите.
Да, понятно, что СЕО корпораций зарабатывают миллионы долларов ежегодно, но таких единицы, и все же это не тот капитал, на который можно рассчитывать, будучи фаундером tech-стартапа.
***
Много говорится про разные формы leverage — рычагов, которые повышают вероятность успеха.
Основные:
1. Сетевой эффект
Создавая продукт, надо всегда думать о том, как ваши пользователи смогут добавлять ценности друг другу. Это высшая форма рычага для успеха: вы чилите на Бали, а ваши клиенты создают ценность друг для друга.
Тут в голову приходят не-контентные бизнесы с успешной интеграцией UGC (user generated content) внутрь себя: например, Тинькофф Инвестиции с Пульсом.
2. Удешевление при масштабировании: чем мы больше, тем ниже удельные косты на каждую единицу продукта.
3. Нулевые затраты на тиражирование продукта.
Самый яркий пример тут — контент: новый человек, смотрящий ваш ролик на ютубе, не требует от вас никаких расходов.
Бизнес, который объединяет в себе эти три рычага, имеет гораздо больше шансов на успех, чем другие.
***
Действуйте по жизни так, как если бы ваш час стоил $5000.
В качестве иллюстрации собственный пример. Живу по похожей модели уже много лет: делегирую весь быт, все мелкие задачи, доставки, бОльшую часть шоппинга, готовку еды — ассистенту, курьерам, YouDo, ресторанам, подписке на еду JustFood и т.п.
Цель — максимально освободить время для дел, которые мне нравятся / которые ведут меня в нужных направлениях.
***
Вдохновение имеет свойство быстро исчезать. Действуйте из вдохновения здесь и сейчас.
Если я почувствовал желание написать пост или что-то порисерчить, лучше сделать это сразу. Иначе я знаю, что почти наверняка больше к этому не вернусь. Вдохновение — прекрасная и очень сильная штука, которую нельзя упускать.
***
Если вы действуете как собственник, стать им — дело времени.
Про одну из моих любимейших тем Ownership. Хорошо работает для наемных менеджеров (вроде меня): если относиться к своей работе (даже наемной) так, как относится к ней собственник/акционер, то вас быстро заметят.
Это сложнее, чем может показаться.
***
Работайте с небольшими фирмами и партнерами, где в бизнес сильно вовлечены сами собственники. Это поможет избежать проблемы Principal-Agent.
Суть последней в том, что применительно к большим компаниям, часто цели конкретного сотрудника могут сильно отличаться от целей собственников. Сотрудник почти ничем не рискует и не так заинтересован в своей работе, как руководство или владельцы.
При прочих равных всегда выбирайте небольшие бутиковые компании.
***
Мыслите масштабнее. В конце концов владелец кофейни работает те же 60-80 часов в неделю, что и Илон Маск, но результаты первого имеют совершенно другой масштаб.
Где почитать оригинал?