11 pm

Kirill
Gurbanov's
Space X 11 Pro Max

HOW TO GET RICH — лучшее, что можно прочитать на тему формирования капитала, денег вообще и богатства

Наконец, добрался до потрясающего лонгрида/книги (сложно отнести к тому или другому) от Навала Равиканта — How To Get Rich. 

Выписал столько тезисов, сколько редко выписываю из больших книг! Я в восторге. 

Что это за текст?

В мае 2018 года Навал опубликовал твитшторм (сборник идущих подряд твитов на одну тему) о том, как сформировать состояние. 

Далее у него взяли несколько интервью по мотивам тезисов из твитшторма, потом все интервью соединили в один текст, и назвали это электронной книгой «How To Get Rich». 

Что из него можно узнать?

В книге изложены тезисы, к которым я бы относился в большинстве, как к ментальным моделям: понятным правилам и подходам мышления, которые дают системно качественный результат. 

Ниже штуки, которые зацепили меня. 

Не забываем про булшит-коэффициент: те тезисы, которые я привожу, наиболее подходят и актуальны лично мне в конкретный момент моей жизни. Книга содержит в десятки раз больше ценности, чем в пересказанных мною отрывках. 

***

Невозможно сколотить состояние, сдавая в аренду свое время. Для капитала нужно чем-то владеть, чаще всего бизнесом, который продолжает работать, когда вы спите. 

Да, понятно, что СЕО корпораций зарабатывают миллионы долларов ежегодно, но таких единицы, и все же это не тот капитал, на который можно рассчитывать, будучи фаундером tech-стартапа. 

***

Много говорится про разные формы leverage — рычагов, которые повышают вероятность успеха. 

Основные: 

1. Сетевой эффект

Создавая продукт, надо всегда думать о том, как ваши пользователи смогут добавлять ценности друг другу. Это высшая форма рычага для успеха: вы чилите на Бали, а ваши клиенты создают ценность друг для друга. 

Тут в голову приходят не-контентные бизнесы с успешной интеграцией UGC (user generated content) внутрь себя: например, Тинькофф Инвестиции с Пульсом. 

2. Удешевление при масштабировании: чем мы больше, тем ниже удельные косты на каждую единицу продукта.

3. Нулевые затраты на тиражирование продукта. 

Самый яркий пример тут — контент: новый человек, смотрящий ваш ролик на ютубе, не требует от вас никаких расходов.  

Бизнес, который объединяет в себе эти три рычага, имеет гораздо больше шансов на успех, чем другие. 

***

Действуйте по жизни так, как если бы ваш час стоил $5000.  

В качестве иллюстрации собственный пример. Живу по похожей модели уже много лет: делегирую весь быт, все мелкие задачи, доставки, бОльшую часть шоппинга, готовку еды — ассистенту, курьерам, YouDo, ресторанам, подписке на еду JustFood и т.п. 

Цель — максимально освободить время для дел, которые мне нравятся / которые ведут меня в нужных направлениях. 

***

Вдохновение имеет свойство быстро исчезать. Действуйте из вдохновения здесь и сейчас. 

Если я почувствовал желание написать пост или что-то порисерчить, лучше сделать это сразу. Иначе я знаю, что почти наверняка больше к этому не вернусь. Вдохновение — прекрасная и очень сильная штука, которую нельзя упускать. 

***

Если вы действуете как собственник, стать им — дело времени. 

Про одну из моих любимейших тем Ownership. Хорошо работает для наемных менеджеров (вроде меня): если относиться к своей работе (даже наемной) так, как относится к ней собственник/акционер, то вас быстро заметят. 

Это сложнее, чем может показаться. 

***

Работайте с небольшими фирмами и партнерами, где в бизнес сильно вовлечены сами собственники. Это поможет избежать проблемы Principal-Agent. 

Суть последней в том, что применительно к большим компаниям, часто цели конкретного сотрудника могут сильно отличаться от целей собственников. Сотрудник почти ничем не рискует и не так заинтересован в своей работе, как руководство или владельцы. 

При прочих равных всегда выбирайте небольшие бутиковые компании. 

***

Мыслите масштабнее. В конце концов владелец кофейни работает те же 60-80 часов в неделю, что и Илон Маск, но результаты первого имеют совершенно другой масштаб.

Где почитать оригинал?

Сам твитшторм, с которого все началось

Книга на английском

Книга на русском, переведенная Ваней Замесиным

Если вы здесь впервые

Меня зовут Кирилл, мне 31 год. За почти 10 лет в сфере создания цифровых продуктов я успел поработать в Сбербанке, Альфа-Банке и МТС, провалить пару собственных стартапов и сделать небольшой экзит из еще одного, а также поучаствовать в выводе на рынок РФ абсолютно новой категории услуг — автомобилей по подписке. Днем я — корпорат и руковожу цифровыми каналами в банке, а в остальное время езжу на мотоцикле, играю в сквош и футбол, катаюсь на сноуборде и вейксерфе, читаю книги. В этом блоге пишу на разные темы. Чуть подробнее на главной.